Прошлое в будущем.

Малая Родина больше чем вся Россия!

четверг, 4 ноября 2010 г.

Мамины воспоминания.

Поросячий капец.



  Дядька у меня с приколами был .Большую жизнь охотился, а вот куренку голову отрубить, овцу или порося зарезать не мог. Звали ково нить с деревни резать овцу или порося. Ему главное шоб скотинку зарезали, а разделывал сам с сыном , да меня племяша впрягал.Тетке энто надоело, она ему и заявляет, до каких пор кого то звать будем(за убой положено было отдавать часть мяса и требухи) давай реж порося и все тут. Дядя дня два отговаривался под разными предлогами, но тетка с бабулей на него поднажали , вот он и придумал бескровно порося "загубить".Решил поросенка током хряснуть 220 V .
  

среда, 3 ноября 2010 г.

Россия, кто здесь крайний?



Эдуард Кочергин. "Рассказы бродячей собаки"

Россия, кто здесь крайний?


В начале 70-х годов, во времена моего хождения по Русскому Северу, попал я со своим напарником - соседом по питерской комуналке в старинный вологодской земли город Тотьму. Попал с познавательными целями для своей рисовальной профессии. В библиотеке моей от дедов сохранилась небольшая книжица, напечатанная в 1924 году в типографии тотемского отдела местного хозяйства в количестве 600 экземпляров. Книга о деревянном зодчестве Тотемского уезда Вологодской губернии, с недурными гравюрами художника Е.Праведникова. На одной из них был изображен двухэтажный рубленый пятистенок, покрытый тесом, замечательных пропорций с высоким крыльцом, красиво нарисованными окнами, украшенными резьбою, тяжелым венчающим коньком, т.е. со всей полагающейся русскому северному дому-кораблю атрибутикой. Эта книжка виновата в том, что мы изменили первоначальный маршрут и вместо Никольского района, куда должны были податься по тем же рисовальным занятиям, из Вологды на дедероновском* пароходике двинули по реке Вологде, затем вверх по Сухоне в Тотьму. Захотелось увидеть так неожиданно названный город, да еще украшенный замечательной архитектурой.

Русская печка



Под самым шестком широкое отверстие в верхнее предпечье – подшесточница. Под ним, почти у самого пола, красивый ритмический ряд небольших отверстий – продухов – для вентиляции подпечья. Они же в зимнее время служат оконцами для кур, через которые куры клюют корм из стоящего тут же узкого и длинного долбленого корытца. Впускают и выпускают кур через небольшое волоковое оконце в подпечье, сделанное у самого входа в избу, чтобы меньше было грязи. Тем же путем выдворяют иной раз и провинившуюся кошку.
Устроена печь довольно сложно, соорудить ее, или, как в старину говорили, поставить, – дело совсем не простое. Им занимались особенные мастера, которых так и называли – печники. Печник был очень уважаемым человеком в народе, ведь от него зависело, будет ли в доме тепло суровой зимой, хороший ли хлеб будет печься у хозяйки.
Продолжение

От города Тотьмы до Санкт-Петербурга


Проехавши тою же рекою Большою Сухоною (по которой от Великого Устюга до Тотьмы ехали) верст до двухсот пятидесяти, не доезжая до Вологды губернского города тридцати одной версты, между деревень Васютинской и Слобода, въехав из Большой Сухоны в судоходную ж с хорошим бичевником реку Малую Сухону, и подниматься ею чаятельно от сорока до шестидесяти верст в озеро Кубинское, состоящее в Вологодском же уезде. Оное озеро зачинается от Кубинского села и погоста в двадцати-пяти верстах от Вологды, и идет от начального своего пункта на севере верст тридцать к востоку, потом оборачиваясь па такое ж расстояние идет на полдень. Широты имеет не более десяти верст в самых широких местах. В первой северной половине на средине стоит Каменской остров, в окружности с версту. На нем старинный того ж названия мужеский изпраздненный монастырь, в котором было двое мощей 

История срубов в России



В моем понимании северный русский дом представляет в плане прямоугольник и состоит из избы, сеней и двора и все это под общей крышей и не обязательно, чтобы конек избы и двора были на одном уровне. Изба могла иметь пятую стену и называлась пятистенком. Центром избы являлась русская печь. Ее делали как из кирпича, так и глинобитную, но делали обязательно. Печь ставили на столбы или клеть.
Устройство избы, сеней и двора было различным в зависимости от местности и называться они могли по-другому, но суть от этого не менялась. Избу и сени клали на мох, а двор — насухо. Крыши крыли дранкой или гонтом, но не соломой. Дерево было доступней всего, да и было из чего колоть гонт и плахи. Пол и потолок в избе делали из плах (бревно пополам). Глину брали в качестве пароизоляции, засыпка — из листьев и сухой земли.
Лес на строительство выбирался заранее еще на корню. Способы заготовки и транспортировки были различные. Чтобы легче вывозить, лесины заранее подсачивали - корили вокруг ствола, чтобы прекратить движение соков, и по зимнему первопутку валили и вывозили, либо стаскивали к реке и в половодье сплавляли до места, но в любом случае лес валили, когда движение соков прекращалось и древесина имела наименьшую влажность и вес. На постройку сруба, как правило, собирали «помочь» (помощников — ред.), и ставили его за короткий срок. Остальное хозяин доделывал сам, в свободное от сельхозработ время.
Далее читаем

Тотьма

Раскинувшийся на левой стороне Сухоны маленький, уютный, по-провинциальному тихий городок Тотьма выделяется среди других прибрежных поселений своими удивительно стройными и нарядными храмами. Возвышаясь над скромными деревянными домами, они, словно красочные инициалы в рукописной книге, отмечают наиболее интересные части в панораме города.

Первоначально Тотьма располагалась не здесь, а в пятнадцати километрах ниже по течению Сухоны. Это древнее поселение, вероятно, существовало до XV века, а затем с открытием соляных варниц у речки Песьей Деньги переместилось к ним. Во всяком случае, известно, что при варницах в 1500 году уже стояла деревянная церковь святого Ильи. Следовательно, посад Соль Тотемская (так нередко назывался город) в XVI веке был довольно значительным. Во главе солеваренных промыслов Тотьмы, как и в Сольвычегодске, стояли Строгановы, представители все той же фамилии. Действуя теми же методами, что и их родственники в Сольвычегодске, они в течение непродолжительного времени сумели сосредоточить в своих руках почти все, расположенные вокруг варницы, положив тем самым основание древнейшему солеваренному заводу России.

Тотемские Строгановы, как и сольвычегодские, вели большое строительство, сооружая в городе не только хоромы, но и деревянные церкви. В первой половине XVI века ими была выстроена церковь Воскресения Христова, обильно украшенная, с богатой утварью, часть которой явно состояла из их вкладов. Вероятно, церковь эта, как и Благовещенский собор в Сольвычегодске, являлась своего рода домовым храмом. Возможно, тотемские Строгановы имели какое-то отношение и к возведению Иоанно-Богословской церкви (при ней возникло городское кладбище), ибо в синодике ее очень подробно записаны все представители местного рода Строгановых— Григорий Афанасьевич (ум. 1575), его жена Мария Федоровна (ум. 1564), их сын Данила Григорьевич (ум. 1622) и другие.
Далее по ссылке http://www.gorodtotma.ru/911-totma.html